Forbes поинтересовался у юристов, как государство и бизнес теперь будут выстраивать отношения с Автономной Республикой Крым (АРК)

Украина упорно продолжает считать Крым своей автономией и призывает к этому международную общественность. Крым же готовится к вступлению в Российскую Федерацию. Россия издала специальный закон о присоединении Крыма и ратифицировала договор об его принятии в состав Федерации.
События происходят стремительно, и правовой статус территории постоянно меняется (смотрите фотогалерею Forbes).
Рядовых граждан и бизнес интересует не столько международно-правовой аспект аннексии Крыма, сколько плоскость частноправовых отношений.
В Верховной Раде Украины зарегистрировано четыре законопроекта о правовом режиме временно оккупированной территории – Автономной Республики Крым (АРК): №4473 авторства внефракционного народного депутата Юрия Деревянко, №4473-1 главы фракции «Батьківщина» Сергея Соболева, №4497 лидера Радикальной партии Олега Ляшко и №4497-1 от депутатов «УДАРа», в числе которых лидер фракции Виталий Кличко. В первом чтении 20 марта приняли проект Соболева – за соответствующее решение проголосовали 276 депутатов. Во втором чтении, по словам и.о. президента Украины, спикера парламента Александра Турчинова, документ будет рассмотрен уже 25 марта.
В идеальном случае комплексное рассмотрение всех законопроектов позволит найти редакцию, которая обеспечит соблюдение всех прав наших граждан – и социальных, и культурных, и экономических.
Специальный правовой режим оккупированной территории ограничивает определенные права граждан, например, право на свободу передвижения или право на собственность.
По мнению юриста-криминолога Анны Маляр, это необходимые меры безопасности в условиях оккупации.
Зачем городить огород
«Когда человек вынужден покидать постоянное место жительства и разрывать культурные, экономические, социальные связи, это всегда травма», – констатирует народный депутат от фракции «УДАР» и по совместительству руководитель юридического сопровождения партии Валерий Карпунцов. Он уверен: в сложившейся ситуации государство должно взять на себя обязательства по созданию всех необходимых условий для сглаживания негативных последствий – начиная от материального обеспечения вынужденных переселенцев и заканчивая бесплатной юридической помощью.
Закон о правовом режиме временно оккупированной территории нужен, в первую очередь, для обеспечения права находящихся на ней граждан Украины. Его задача – компенсировать набор конституционных прав в случае выезда за пределы оккупированной территории.
Не декларации, и не заявления, а закон создает нормативную базу, которая позволит отстаивать в международных институтах права на собственность, земельные участки и другие виды собственности украинцев на оккупированной территории. Не меньшее значение имеет регулирование вопросов размещения семей граждан, выезжающих за пределы оккупированной территории.
В то же время для адвоката, партнера Адвокатского объединения «Правовая группа «Доминион» Михаила Гончарука совершенно очевидно, что данный законопроект не решает всего комплекса возникших проблем между Украиной и АРК. «По сути, это односторонний акт, который объявляет об отношении государства к правовым последствиям определенных действий на территории АРК», – убежден эксперт.
Без права собственности
Как самопровозглашенное независимое государственное образование Крым пока не предпринимает сколь либо заметных шагов для защиты собственности, расположенной на его территории. У него нет своего достаточного законодательства, органов власти, даже специальных реестров для учета и обработки сведений о собственности и обеспечении ее защиты. Правовой статус собственности в Крыму настолько же неоднозначен, как и статус самого Крыма. «Время «независимости» представляется самым неопределенным для охраны собственности на территории Крыма», – предупреждает адвокат и партнер ЮФ «Василь Кисиль и партнеры» Александр Бородкин.
Если продолжать рассматривать Крым как украинскую территорию, как это делает Украина, в Крыму должно применяться украинское законодательство. Оно устанавливает правовой режим собственности и гарантирует его соблюдение. Это самый простой подход, поскольку и до этого права собственности и пользования имуществом в Крыму возникали, отчуждались и регистрировались по украинскому законодательству.
Физические и юридические лица имеют «на руках» правоустанавливающие документы, изданные украинскими органами власти. Права, подлежащие регистрации, в частности, на землю и недвижимость, зарегистрированы в общеукраинском Государственном реестре прав или его предшественниках. Соответственно, охранять и гарантировать соблюдение этих прав должны украинские органы власти и украинские суды.
Однако в связи с оккупацией территории военными формированиями Украине пришлось отключить Крым от общегосударственных реестров, в частности, Государственного реестра прав. Органы власти и суды на территории Автономии, если и продолжают работать, то уже, очевидно, не в интересах Украины. «Насколько нам известно, украинские же суды под разными предлогами пока воздерживаются от принятия каких-либо решений в отношении крымских дел и собственности. Очевидно, что Крым пока все равно не признает такие решения», – уточняет Бородкин.
Еще 14 марта Минюст Украины принял приказ о возможности регистрации прав на недвижимость, расположенную в Крыму, органами государственной регистрации в некоторых других областях Украины. По мнению Бородкина, это дает хоть какие-то возможности для проведения текущих сделок, но вряд ли является хорошей гарантией защиты прав на случай, если Крым окончательно выйдет из-под юрисдикции Украины.
Экспроприация и национализация
Собственникам предприятий впору подумать и о защите своих инвестиций в Крыму. «Думаю, бизнесу придется решать: или сворачиваться, или начинать работать по российским законам, – говорит Гончарук. – К нам уже поступают вопросы о том, каким образом сменить «резидентство» бизнеса».
Как отмечает адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Павел Белоусов, в случае экспроприации или национализации имущества украинских предприятий и физических лиц возмещать потери обязана Россия. Юрист ссылается на положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 306 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ними национализация должна производиться при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества и других убытков. При этом на сегодняшний день нет федерального закона, который устанавливает порядок обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц – другими словами, национализации.
«Если Россия откажется от компенсации, украинские граждане и юридические лица (в том числе, государственные предприятия) могут обратиться к международно-правовым механизмам защиты своих прав», – объясняет Белоусов. Они предусмотрены соглашением между Кабинетом министров Украины и правительством РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года. Таким образом, спор в отношении компенсации за экспроприированное или национализированное имущество переводится в плоскость «украинский инвестор – государство РФ».
Поскольку РФ признает АРК частью своей территории, то она должна нести ответственность за действия государственных органов и органов местного самоуправления, которые функционируют на территории республики, говорят юристы. В частности, указанное соглашение о защите инвестиций предусматривает обязательство РФ по защите украинских инвестиций от экспроприации и национализации. То же самое касается компенсации инвестиций, чья потеря вызвана войной, гражданскими беспорядками или другими подобными обстоятельствами.
«Если спор в связи с национализацией или экспроприацией собственности граждан или предприятий Украины не будет разрешен посредством переговоров с государством, он может быть передан на рассмотрение в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты или арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ», – подытоживает Белоусов.
Въехать нельзя выехать
Временно оккупированная территория станет зоной с ограниченным доступом въезда и выезда через специальные пункты пропуска. Для граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства понадобится специальное разрешение. «Это означает, что добираться по морю или по воздуху будет запрещено, – разъясняет Маляр. – За нарушение – уголовная ответственность». Пока в Уголовном кодексе Украины нет такого преступления, но законопроект предусматривает введение в действие новой статьи 332-1 «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее».
Рабочие места
«Вынужденным переселенцам важно гарантировать не только имущественные права, но и рабочие места на материковой части», – считает Карпунцов. Категория должна быть не ниже той, которую занимал человек на оккупированной территории. То же самое касается заработной платы, конечно, с учетом опыта, категорийности и функциональных полномочий переселенца.
Право выбирать и быть избранным
«Давайте также не забывать, что на 25 мая назначены внеочередные президентские выборы, – продолжает Карпунцов, – и мы обязаны гарантировать конституционное право выбирать и быть избранным нашим гражданам, которые сейчас находятся на оккупированной территории».
По мнению депутата, возможны различные варианты – от голосования в приграничных территориях в Херсонской области до других, более экзотических видов голосования. Например, электронное голосование. Конечно, это вопрос времени, организации работы центров сертификации электронных ключей, специализированного программного обеспечения и прочее. Окончательный ответ на этот вопрос дадут специалисты.
Снабжение энерго- и водными ресурсами
Гончарук уверен, что Украина не пойдет на крайние меры и не станет прекращать поставки газа и электроэнергии на полуостров. «Это не в интересах нашего государства как с точки зрения экономики, так и выполнения своих обязательств, – говорит эксперт. – Думаю, Украина продолжит выполнять все свои обязательства, предусмотренные международными соглашениями».
Карпунцов, в свою очередь, напоминает, что на зависимых от этих ресурсов территориях преимущественно проживает коренное население – крымские татары и украинцы. Нужно четко сознавать: да, с одной стороны, это оккупированная территория, с другой – сначала нужно обеспечить права находящихся там наших сограждан. В том числе, право на достойный уровень жизни.
Подводя черту
Украина пока так и не предприняла никаких действий, направленных на разрыв отношений с РФ. «Вся бюрократическая машина постепенно перейдет на российское законодательство, – считает Гончарук. – Кремль уже сделал шаги, направленные на смягчение оккупации для населения полуострова: две валюты, возможность банкам работать с украинской лицензией и т.д.»
В мире эксперименты с оккупацией еще не закончились. Аннексия грузинской территории произошла, но Грузия не признает потерю территорий. Между тем, сотрудничество между Грузией и Россией не прекращено полностью. Кстати, в основе законопроекта фракции «УДАРа» лежит опыт именно Грузии.
Аналогичная ситуация с Приднестровьем. За время существования этого образования бизнес и граждане научились лавировать между резидентством Украины, Молдовы и правилами самого Приднестровья. По мнению Гончарука, Приднестровье недаром тоже хочет войти в состав РФ – это позволит, кроме всего прочего, определить свой статус.
Безусловно, проект закона еще предстоит дорабатывать. Например, в нем содержится дискуссионная норма о функциях СБУ при выдаче разрешений на пересечение границы с оккупированной территорией иностранцам и лицам без гражданства. Не вполне понятно, как этот государственный орган технически будет справляться с существенным потоком мигрантов.