На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Скандалисты

3 080 подписчиков

Порошенко немножечко страшно

Выступая в Раде, Петр Порошенко пообещал, что не будет возвращать Донбасс военным путем и посетовал на Европу, от которой Украине стало сложнее добиваться поддержки.

На Украине открыт новый политический сезон. На осенней сессии парламента президент Петр Порошенко выступил со своим ежегодным посланием о положении страны. В своем обращении он коснулся нескольких тем, среди которых ведущими, естественно, были  обороноспособность и состояние армии, Донбасс и Крым, «агрессия России» и ее последствия для экономики Украины, ослабление помощи со стороны Европы, проведение реформ и перспектива членства в НАТО.

О чем-то президент говорил побольше, чего-то коснулся мимоходом. Его речь регулярно прерывалась аплодисментами народных депутатов. В украинских СМИ уже подсчитали, что за 48 минут выступления нардепы хлопали в ладоши 24 раза, то есть каждые две минуты. К слову, в прошлом году Порошенко сорвал 59 оваций, правда, за полтора часа.

Однако от большинства украинских политологов президент удостоился куда как меньшего числа «аплодисментов». Многие из них откровенно говорят о том, что речь Порошенко была «непонятной и пустой», не содержала конкретики и состояла из очередных необоснованных похвал в свой адрес и невыполнимых обещаний.

«Все в зале понимали, что это нужно перетерпеть, что сказанное президентом имеет очень мало отношения к реальности. Он обещает и обещает, обещает и обещает, и в итоге одно обещание наваливается на другое. Порошенко — большой мастер необеспеченных обещаний», — отмечает в своем комментарии «Росбалту» директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.

Он считает, что рациональные предложения в речи президента, разумеется, были, а вот понимания, как их реализовывать, — нет. «Он говорит правильные вещи, но выступление президента  послушали, а как эти слова отобразить в реальности, никто из депутатов не понял», — отмечает эксперт.

Небоженко говорит, что услышал из уст Порошенко слова знакомых ему политтехнологов, которые пишут такие тексты «с закрытыми глазами для любого начинающего президента». «Но, по крайней мере, ни Верховная рада, ни СМИ, ни общественность не возмутились речью президента. А сам он, мне кажется, после выступления сразу же забыл про него», — говорит эксперт.

В свою очередь, комментируя для «Росбалта» выступление главы государства, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента», член общественного совета при МИД Украины Владимир Фесенко сказал, что послание было довольно реалистичным  и прагматичным, как раз таким, каким и должно быть.

«Иногда президент любил давать эмоциональные обещания, громкие, красивые, которые трудно было выполнять. Был за ним такой грех. Сейчас, мне кажется, что это послание отличалось реалистичностью и прагматичностью. И оно было построено согласно ключевым задачам. Выступление это, прежде всего, было отчетом по 2016-му году», — говорит Фесенко, отмечая, что своим посланием Порошенко также давал установки на будущий политический сезон.

Ряд экспертов упрекнули гаранта в том, что он не коснулся важных для народа тем.  Вопросы коммунальных тарифов, девальвации гривны, индексации пенсии, поднятия прожиточного минимума, ситуации вокруг подожженной студии телеканала «Интер» и цензуры в СМИ вообще не поднимались.

«В выступлении Порошенко в Раде были некоторые неожиданные моменты. Прежде всего, такой феноменальный, фантастический момент, который мне абсолютно непонятен, это отрыв Петра Алексеевича от реальности, — отмечает в комментарии „Росбалту“ директор киевского Центра политического маркетинга Василий Стоякин. — Он умудрился не затронуть практически ни одной важной для людей темы. А в тех случаях, где он все же их коснулся, он высказался настолько невнятно и непонятно, что люди, которые это слушали, так и остались в недоумении от его слов. Я думаю, у него в руках есть какая-то социология и он должен понимать, какие проблемы волнуют всех в стране и о чем нельзя не говорить».

Взаимоотношения Украины и ЕС и вопрос о евроинтеграции Порошенко очертил буквально в двух предложениях, сказав, что безвизовый режим скоро будет, добавив, что в этом направлении «вчера был сделан еще один шаг на комитете Европарламента». Впрочем, о таких «шагах» в Киеве говорят еще со времен Майдана. Тем не менее, Владимир Фесенко обратил внимание на то, что Порошенко все же четко дал понять: Украине сейчас нужно заниматься адаптацией к стандартам ЕС, то есть готовиться стать европейской страной.

В речи президента обозначена прежняя позиция по его отношению к перспективам вступления Украины в НАТО. Порошенко сказал, что Украина идет по пути вхождения в эту организацию, однако добавил, что спешить с этим пока не стоит. «Следует также осознавать, что в Альянсе тоже нет консенсуса относительно членства Украины. Да, формально двери открыты, начиная с Бухарестского Саммита 2008 года. Но эти двери — сенсорные: могут и закрыться при слишком резком приближении», — сказал президент.

К слову, еще в прошлом году, выступая перед депутатами Порошенко говорил, что вступление Украины в НАТО будут решать на референдуме. Тем не менее, уже сейчас он заявляет о том, видимо, опираясь на данные опросов, что большинство украинцев поддерживают курс на вхождение в Альянс.

Политолог Василий Стоякин к перспективам присоединения к Альянсу относится достаточно скептически. «По поводу темы НАТО он говорил и в прошлом году… Единственным,  что там есть осмысленного, это переход на натовские стандарты, но поскольку у страны нет на это денег, то переходить можно очень и очень долго», — отмечает он.

Руководитель центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что «курс на НАТО» взят, в первую очередь, в силу необходимости укрепления обороноспособности, учитывая и «российский фактор».

«Стоит обратить внимание, что про НАТО было сказано больше, чем про европейскую интеграцию. Это связано с курсом Украины на укрепление обороноспособности, — отмечает эксперт. — Президент подошел к этой задаче прагматически и сказал, что формально наша задача — это вступление в НАТО, но он дал понять, что это не цель на ближайшие год-два, потому что в нынешней ситуации вряд ли это возможно — не все хотят нас там видеть, есть противодействие  России, сложная ситуация на Востоке».

Действительно, теме «агрессии России» в речи Порошенко было уделено достаточно много места. Президент не скупился на эпитеты, обвинив лично Путина в бедах Украины. Порошенко в очередной раз заявил, что РФ наращивает военное присутствие на украинской границе, а также обратил внимание на «милитаризацию» Донбасса.

«Высокий уровень угрозы вооруженной агрессии сохраняется и с южного направления. А в составе группировки российско-террористических войск на Донбассе (то есть вооруженных формирований самопровозглашенных ДНР и ЛНР — авт.) — почти 38,5 тысяч человек, более 600 танков и 1250 боевых бронемашин, 750 единиц артиллерийских систем, более 300 реактивных систем залпового огня», — сказал он.  При этом, отметил украинский лидер, «нам удалось остановить продвижение России-агрессора».

Вообще, если по поводу Крыма президент фактически ограничился фразой типа «Крым наш», то  проблеме Донбасса он уделил гораздо больше времени. Порошенко отметил, что не собирается идти на уступки, что никакой конституционной реформы и выборов в неконтролируемых Киевом регионах не будет, пока не выполняются  договоренности «Минска-2», которые, как известно, стороны конфликта понимают по-своему. Тем не менее, украинский лидер отметил, что забирать Донбасс силой не будет.

«По Донбассу Порошенко сформулировал свою позицию более конкретно и откровенно, чем это было раньше, — считает Владимир Фесенко. — Порошенко четко сказал, что военный путь решения конфликта исключен, хотя у нас есть военный потенциал. Я от себя добавлю, что он имел в виду, что будет неправильно начинать воевать за Донбасс, ведь воевать придется с Россией, а это чревато большой войной».

Политолог также обращает внимание на то, что все решения по Донбассу президент пообещал согласовывать с парламентом. «У нас — не Россия,  у нас невозможен вариант, когда один человек все решает за страну», — отметил Фесенко.

А вот по мнению Василия Стоякина, у Порошенко нет четкого плана ни по возврату Крыма, ни по возвращению контроля над Донбассом. Эксперт уверен, что президент надеется на некий «случай». По его словам, «должно случиться что-то планетарного масштаба, какая-то катастрофа с Россией», чтобы и Крым, и Донбасс вернулись.

Василий Стоякин также обратил внимание на слова Порошенко, сказанные им по поводу международной поддержки в борьбе с «российской агрессией». «Обеспечивать такую поддержку для нашей дипломатии, и я это могу также признать, становится все труднее в силу разных объективных и субъективных факторов», — отметил президент, сказавший также о том, что РФ активно «работает» в Европе, и даже заполучила много сторонников, в том числе среди членов ЕС.  Эксперт считает, что украинский лидер обеспокоен этим не на шутку.

«Ни для кого не секрет, что Европа от Украины уже очень устала. Утомление заметно невооруженным глазом.  Понятно, что это вызывает обеспокоенность Порошенко, — говорит Стоякин. — Он со всеми своими проблемами, войной, с российской агрессией, экономическим кризисом, со страной, которая ему не доверяет, остается один на один. Призрак Ростова, а может и Липецка (имеется в виду боязнь повторить судьбу Януковича — авт.) перед ним маячит определенным образом. Ему немножечко страшно и он на это обращает свое внимание».

Кроме того, президент пожаловался депутатам и народу на «экономическую агрессию России», которую она, по его словам, начала осуществлять еще с 2013-го года и заявил, что из-за этого Украина понесла огромные потери. По мнению Петра Алексеевича, украинцы в последние годы обеднели именно из-за России. «Агрессивное закрытие Россией своего рынка стало для Украины экономическим шоком, оно обошлось нам, по некоторым подсчетам, минимум в 15 миллиардов долларов. Мы потеряли десятки, если не тысячи рабочих мест, и эта экономическая агрессия — одна из главных причин стремительного падения уровня жизни», — сказал Порошенко.

Но президент считает, что сегодня Украине Россия уже не нужна, и она теперь будет активно торговать с Евросоюзом, тем более «с 1 января заработает углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с ЕС». К слову, Порошенко похвалился, что Украина со своими товарами нужна не только Европе, но даже Индонезии. «Страна с 250 миллионами населения нуждается в продукции украинского аграрного сектора, машиностроения», — сказал он.

Петр Порошенко отметил начавшийся подъем украинской экономики, сказав о росте ВВП. В свою очередь, опрошенные «Росбалтом» эксперты оценивают эти «достижения» достаточно сдержанно.

«Когда о достижениях в экономике говорит президент, то его слова нужно делить на 2, а лучше на 5. И не потому, что он чего-то не знает или не понимает, он просто по должности обязан быть оптимистом, он обязан успокаивать людей, как раз этим он и занимается, — говорит Василий Стоякин. — Рост этот совсем невелик, но какие-то процессы в экономике происходят. Просто после такого огромного падения, которое было на протяжении последних двух лет, любые телодвижения в экономике дают статистическую „заметность“, даже если кто-то, например, открывает ларек с шаурмой — ведь от этого ВВП растет».

О том, что Порошенко несколько «преувеличивает», говорит и Виктор Небоженко, при этом отмечая, что причиной продолжающегося кризиса является не только негативное влияние фактически продолжающейся войны, о чем говорил президент.

«Никаких экономических достижений нет. Беды Украины, конечно же, связаны с той страшной войной, которую развязала Россия против Украины, но коррупция забирает еще больше сил и энергии. Порошенко, скорее всего, нужно было обращать внимание не на падание торговых отношений между Украиной и Россией, а на то, что два года не было реформ, лютует жесточайшая элитная коррупция», — отмечает эксперт.

Сам Порошенко в своем выступлении, кстати, говорил, что борьба с коррупцией ведется грандиознейшая, перечислив и похвалив всех, кто в ней участвует.

Политолог Владимир Фесенко, в свою очередь,  с коллегами, которые не замечают позитивных подвижек, происходящих на Украине, не вполне согласен. Он отмечает, что реформы идут, но ими нужно заниматься более активно.

«Президент уделил больше внимания тем вещам, которые сейчас более актуальны — это проведение судебной реформы, необходимость дискуссий по земельной реформе. То есть он показал, что нужно переходить от стратегии выживания, которая связана с войной, к стратегии экономического роста. Это новый блок задач для правительства. Президент сформулировал свою позицию по блоку структурных реформ», — считает эксперт.

Тем не менее, можно сказать, что уже второе послание президента Украины, скорее, похоже на предвыборную речь, чем на отчет или четко сформулированную программу с указанием путей их реализации.

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что не все озвученные  год назад украинским лидером темы остались просто пожеланиями. Например, тогда речь шла о повышении боеспособности и оснащении армии.  Подвижки и на самом деле есть. Президент в своем нынешнем выступлении даже порадовался, что армия хоть и не по последней моде одета, зато точно не голая, и тут же напомнил, что на нее снова нужны деньги. А кому, спрашивается, они не нужны?

Валерия Разина

Картина дня

наверх